Багратиони Александре Грузинский принц генерал-фельцеихмейстер
Историк Вано Сулори рассказывает о судьбе одного из близких друзей Петра I - Александре Багратиони
В конце XVII века, когда царь Кахети и Имерети Арчил II и его сын, царевич Александр, укрылись в России, они и представить не могли, что обретут свою вечную обитель на чужбине. Однако события разворачивались таким образом, что надеждам царя освободить Грузию с помощью Российской империи не суждено было сбыться.
Особо трагичной оказалась судьба царевича Александра.
Грузинский принц с 1684 года рос при московском царском дворе, где подружился с тогдашним царем и будущим императором России Петром I, с которым они были почти сверстниками.
В 1697 году Петр I отправился в Европу, чтобы изучить европейские достижения и внедрить их в России, и в его свите был грузинский царевич. Они вместе объездили Пруссию, Англию, Голландию, Францию.
Способностями, трудолюбием и разносторонним образованием царевича Александра европейцы были буквально поражены. Все, за что он брался, давалось ему легко. За очень короткий срок он освоил судостроение, фортификационное и артиллерийское дело, книгопечатание, архитектуру. А в свободное время занимался живописью, скульптурой и переводами книг.
Александр Багратиони, работа неизвестного художника, 1696 год
В 1700 году Петр I присвоил царевичу Александру высшее воинское звание генерала-фельцеихмейстера, то есть назначил командующим артиллерийского подразделения российской армии, в то же время доверив ему проведение реформ в этой сфере.
Несмотря на то, что грузинский царевич энергично взялся за дело, провести реформы ему не удалось. 19 августа 1700 года началась "Северная война". Российские артиллеристы встретили ее неподготовленными и с устаревшей военной техникой. Поэтому в сражении под Нарвой, состоявшемся 19 ноября того же года, ясно проявилось преимущество шведов. К этому прибавилось предательство российских полководцев - де Кроя и Адама Вейде, и армия Петра I прекратила сопротивление.