მთავარეპისკოპოსი ნიკონი (ერისკაცობაში — ნიკოლოზ ანდრიას ძე სოფიისკი) — რუსეთის მართლმადიდებელი ეკლესიის მღვდელთმთავარი. საქართველოს ეგზარქოსი (9 ივნისი, 1906 — 28 მაისი, 1908 წწ.).
]
Архиепи́скоп Ни́кон (в миру Никола́й Андре́евич Софи́йский;
14 (26) мая 1861, Костромская губерния - 28 мая (10 июня) 1908, Тифлис).
ნიკოლოზ ანდრიას ძე სოფიისკი დაიბადა 1861 წელს, კოსტრომის გუბერნიის ცუხლომის უეზდის სოფელ ოზარნიკოვოში სამღვდელოს ოჯახში. დაამთავრა სოლიგალიჩის სასულიერო სასწავლებელი, შემდეგ კოსტრომის სასულიერო სემინარია. 1883 წლიდან მღვდელი. დაქვრივების შემდეგ, 1887 წელს აღიკვეცა ბერად. სანქტ–პეტერბურგის სასულიერო აკადემიის დასრულების შემდეგ, 1888 წელს დაინიშნა სანქტ-პეტერბურგის სასულიერო სემინარიის ინსპექტორად, 1891 წელს ვლადიმირის სასულიერო სემინარიის რექტორად, 1891 წელსვე აიყვანეს არქიმანდრიტის ხარისხში. 1898 წლის 8 მარტს ვოლსკის ეპისკოპოსი, 1901 წლიდან მოყოლებული ეკავა ნარვის, ვიატკისა და სლობოდის საეპისკოპოსო კათედრები.
1906 წლის 9 ივნისიდან დაინიშნა ქართლისა და კახეთის მთავარეპისკოპოსად, უწმიდესი სინოდის წევრად და საქართველოს ეგზარქოსად.
1908 წლის 28 მაისს, თბილისში, სინოდალური კანტორის ვესტიბიულში მოკლა ცეცხლსასროლი იარაღით, დღემდე დაუდგენელიმა პიროვნებამ.
Архиепи́скоп Ни́кон (в миру Никола́й Андре́евич Софи́йский;
14 (26) мая 1861, Костромская губерния - 28 мая (10 июня) 1908, Тифлис).
На фото виден знак почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, первый справа на светлой ленте
28 мая в столице древней Грузии в Тифлисе, на пути в местную Синодальную Контору, мученически скончался почетный член Общества высокопреосвященнейший экзарх Грузии Никон, будучи сражен шестью револьверными пулями на глазах своего келейника извергами Кавказа. Это чудовищное и беспримерное в истории злодеяние – убиение архипастыря среди белого дня - объемлет ужасом и леденит сердце, когда ближе присматриваешься к этой тяжелой трагедии и стараешься проникнуть во все невероятные подробности ужасного заговора против особы мученика-архипастыря. Сам архипастырь, однако же, к такому мученическому концу за счастие и благоденствие своего отечества, и за мир и благо вверенной ему Богом паствы был совершенно приготовлен и бестрепетно смотрел в лицо самой смерти. Ровно почти за год до кончины арх. Никона, летом, во время пребывания его в Петербурге, в качестве присутствующего члена Синода, при встрече с ним у владыки митрополита Антония, когда мы обратились к нему с волновавшим нас в ту пору вопросом: ,,как это, владыко, вы не спасли вашего инспектора семинарии, моего отличного ученика, прекрасного человека г. Добронравова“, убитого несколько месяцев тому назад одним из питомцев семинарии, то в добрых и выразительных глазах мученика-владыки сверкнул огонек решимости. Он, на минуту задумавшись, с обворожительною грустною улыбкою прошептал нам в ответ: ,,А Бог знает, что завтра ждет и нас самих?“...
Архиепископ Никон, в мире Николай Андреевич Софийский, сын сельского священника Костромской губернии. Рано осиротев, он испытав ряд самых тяжелых суровых невзгод и лишений, он, по окончании семинарии, решился посвятить себя служению народу в скромной роли приходского священника. Раннее вдовство дало толчок Н. А. Софийскому искать себе утешения в высшей богословской школе С.-Петербургской Духовной академии, по окончании которой и по принятии монашества, он посвящает все силы своего светлого ума и обаятельного и проникнутого любовью к молодежи и благожелательности к сослуживцам сердца на служение средней духовной школе в Петербурге и во Владимире. Пр. Никон после себя оставлял везде неизгладимый след, как симпатичный начальник и руководитель юношества. Вышеуказанные качества отличали почившего архипастыря и в служении его церкви Божией в сан сначала епископа Вольского, викария Саратовской епархии, епископа Нарвского, викария Петербургской епархии, на самостоятельных кафедрах Вятского епископа, архиепископа Владимирского и, наконец, экзарха Грузии. И стоя в последнее время мужественно на вулкане клокочущих народных страстей, посреди дикой ненависти и злобы, почивший архипастырь с благожелательностию денно-нощно работал над умиротворением своей паствы, к дарованию грузинской церкви некоторой доли самостоятельности, с подчинением русского и греческого населения самостоятельным архиереям русского происхождения, покровительствовал богослужению на грузинском языке и с этою целью образовал комиссию из грузинологов для пересмотра и исправления грузинских богослужебных книг, восстановлял грузинские святыни, испросив, напр., у Св. Синода 30,000 р. на реставрацию древнего Мцхетского собора и т. д. И вот в награду за все то со стороны неблагодарных злобных сынов паствы благостный архипастырь получает залп револьверных пуль... Однако, и в последние предсмертные минуты цепенеющие уста доброго владыки шептали врагам своим слова прощения...