Кутайсов Александр Иванович (1784–1812), генерал-майор (1806).
Граф Алекса́ндр Ива́нович Кута́йсов (1784 — 1812, под Бородином) — русский генерал-майор, сын Ивана Кутайсова, любимца императора Павла I. Погиб в Бородинском сражении.
Из рода Кутайсовых. Благодаря фавору отца в 10 лет был записан в гвардию унтер-офицером, а в 15 лет дослужился уже до гвардии полковника.
После смерти Павла I Кутайсовы поселились в подмосковном имении Рождествено. Юный Кутайсов был влюблён в княжну Анастасию Борисовну Мещерскую, дочь хозяйки соседней усадьбы Аносино Евдокии Николаевны Мещерской.
В начале 1806 года получил чин генерал-майора. В войне 1806—1807 показал себя отважным командиром конной артиллерии. Впервые был в бою при Голымине, отличился при Эйлау и Фридланде.
После окончания военных действий, ощущая недостаток образования, Кутайсов в 1810—1811 взял отпуск и отправился в Европу. Он посещал в Вене и Париже лекции по фортификации, артиллерии, математике. Составил «Общие правила для артиллерии в полевом сражении».
В 1812 был назначен начальником артиллерии 1-й армии. При её отступлении участвовал во всех арьергардных манёврах. Отличился при Островно и Смоленске. В Бородинском сражении погиб во время контратаки на батарею Раевского. Тело Кутайсова не было найдено. Жуковский писал о нём в знаменитой оде «Певец во стане русских воинов» (1812):
А ты, Кутайсов, вождь младой…
Где прелести? Где младость?
Увы! он видом и душой
Прекрасен был, как радость;
В броне ли, грозный, выступал —
Бросали смерть перуны;
Во струны ль арфы ударял —
Одушевлялись струны…
О горе! верный конь бежит
Окровавлен из боя;
На нем его разбитый щит…
И нет на нём героя…
Военные историки считают несвоевременную гибель начальника артиллерии причиной сбоев в снабжении батарей боеприпасами. Широко известен приказ Кутайсова по артиллерии накануне Бородинского сражения, который русские артиллеристы исполнили до конца в тот кровавый день:
«Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий»
|